В начале октября компания “Северсталь-авто” пригласила журналистов на предприятие ЗМА в Набережных Челнах. Поводом стало начало полномасштабного производства внедорожников SsangYong Rexton, включающего сварку и окраску кузовов. Оказалось, что всего за год “Северсталь-авто” сумела преобразовать КамАЗовский цех по производству “Оки” в современное автомобильное предприятие.
Два разных ЗМА
Реорганизация ЗМА началась летом 2005 года, когда “Северсталь-авто” завершила сделку по приобретению 99,6 процента акций завода. К этому моменту предприятие, история которого началась в конце восьмидесятых годов, принадлежало расположенному по соседству КамАЗу и выпускало микролитражки “Ока”.
С самого начала руководство “Северсталь-авто” не скрывало, что ЗМА купили для производства там автомобилей иностранных марок, а век “Оки” подходит к концу. Первоначально “Северсталь-авто” рассматривало два пути: строительство собственного производства или покупка существующего завода. Выбор был сделан в пользу покупки, так как это позволяло в кратчайшие сроки наладить выпуск машин. ЗМА оказался идеальным вариантом – это предприятие подходило по площади, и, кроме того, являлось одним из самых современных автомобильных заводов в России, оставшихся с советской эпохи.
В ноябре 2005 года “Северсталь-авто” стала одной из первых компаний, заключивших с правительством России соглашение о промышленной сборке машин. Компания гарантировала инвестиции в завод и постепенное увеличение доли отечественных комплектующих, а правительство обещало таможенные льготы на ввоз автокомпонентов.
Первой иномаркой, собранной на ЗМА в декабре прошлого года, стал внедорожник SsangYong Rexton, а в мае 2006 года в Набережных Челнах полностью прекратили выпуск “Оки”. Помимо необходимости освободить место под сборку иномарок, это было связано с запретом производства в России машин, не соответствующих экологическому классу “Евро-2”.
Наконец, 4 октября этого года на ЗМА запустили цеха по сварке и окраске кузовов Rexton. На церемонию специально приехал глава Минпромэнерго России Виктор Христенко, который особо подчеркнул, что данный проект, в отличие от других предприятий по сборке иномарок в России, – результат трудов российских инвесторов и российских менеджеров. В 2006 компания должна выпустить четыре тысячи машин Rexton, а с 2007 выйти на проектную мощность 10 тысяч автомобилей в год.
Цех сварки кузовов Rexton занимает достаточно скромную площадь. Здесь существует только одна линия, через которую проходят три кузова в час. Конвейера, в привычном понимании этого слова, здесь нет. Рабочие просто кладут днище будущего внедорожника на тележку и проводят его через несколько пунктов, где к этому днищу привариваются боковые части, крыша, двери, крылья и прочие элементы.
Качество сварки кузова при этом зависит не от рабочего, а от оборудования – все детали устанавливаются на стендах, и приварить дверь криво просто невозможно. После сварки кузов отправляется на “доводку”, где рабочие осматривают будущий автомобиль на наличие механических повреждений и неровностей, и, в случае необходимости, рихтуют и зачищают металл.
В цех окраски журналистов не пустили, объяснив это тем, что присутствие людей там технически недопустимо. Красят Rexton на той же линии, что и “Оку” – современное оборудование фирмы Durr, которое в свое время позволило избавить микролитражку от хронической коррозии кузова, было установлено на ЗМА несколько лет назад. Для окраски Rexton линию модернизировали – оборудование не было рассчитано на столь большие машины. Интересно, что красят Rexton целиком, уже после установки дверей.
Наконец, окрашенные кузова доставляют все на тех же тележках в цех сборки. Здесь в кузов устанавливают детали салона, вклеивают стекла, прикручивают фары и т.п. Одновременно идет сборка шасси: на раму ставят подвеску, колеса, двигатель и другие детали. Затем уже кузов ставят на шасси – тележки больше не нужны, машина может катиться самостоятельно. Последний этап – “прошивка мозгов”. Специалисты настраивают электронику автомобиля и устанавливают программу управления двигателем.
Конечно, производство Rexton на ЗМА значительно отличатся от того, как эти машины делают в Корее. Там налажен полноценный конвейер, сварка кузова максимально автоматизирована, а в год выпускают 160 тысяч машин. Однако качество производства на ЗМА вряд ли будет ниже: оборудование здесь даже современнее, а отличия в технологиях объясняются меньшим объемами выпуска, а не желанием сэкономить.
Перспективы
SsangYong Rexton – лишь первая иномарка, выпускаемая на ЗМА. Уже в октябре завод начнет осваивать крупноузловую сборку другого корейского внедорожника – SsangYong Kyron. Соглашение о лицензионном производстве этой модели также было подписано на церемонии запуска полномасштабного производства Rexton.
Уже будущей весной Kyron, как и Rexton, начнут “варить” и красить на ЗМА. А вот сам Rexton к тому моменту с производства снимут – его место займет модернизированный Rexton II. Кроме некоторых внешних отличий, модель 2007 года получил независимую заднюю подвеску вместо жесткого моста, который сейчас ставят на внедорожник.
Kyron должен стать популярнее “старшего брата” – таких машин планирую выпускать 20 тысяч в год. Кстати, на одной линии с Kiron станут делать и пикапы Actyon, постойные на той же платформе. Их доля в производственной программе будет зависеть от спроса.
Другой проект “Северсталь-авто” на ЗМА – выпуск седанов Fiat Albea. Первые машины будут собраны уже в этом году, а на проектную мощность в 40 машин Fiat в год ЗМА выйдет в 2008 году. Как и SsangYong, итальянские машины будут сначала собирать из крупных узлов, а затем освоят полномасштабное производство.
Конкретных планов штамповать детали кузова “на месте” у “Северсталь-авто” пока нет, хотя такая возможность изучается. А вот количество отечественных комплектующих в автомобилях будет расти. Например, со следующего года Rexton и UAZ Patriot получат одинаковые сидения российского производства.
Кстати, ЗМА может вскоре сменить свое название. В “Северсталь-авто” понимают комичность фразы “Среднеразмерный внедорожник производства Завода микролитражных автомобилей”. Однако пока первостепенными являются вопросы реорганизации производства, переименование завода может и подождать.
В целом, после завершения реорганизации ЗМА на предприятии будут выпускать более 70 тысяч современных машин в год. Для сравнения, автомобилей “Ока” на заводе делалось в два раза меньше. А все предприятия “Северсталь-авто” через несколько лет начнут выпускать около 200 тысяч автомобилей.
Учитывая современный автомобильный покупательский бум, планы “Северсталь-авто” не кажутся необоснованными. На те же Rexton покупатели уже выстроились в очередь. Так что руководство компании не зря торопится расширять производство: фактически они просто догоняют рынок. А вот традиционным отечественным автопроизводителям, похоже, уготовлена судьба “Оки” – спрос на ВАЗы и ГАЗы остается прежним, и вскоре может пойти на убыль. На ГАЗе, УАЗе, ЗМА и в Ижевске это уже поняли и переключились на производство современных лицензионных моделей. Похоже, очередь осталась за ВАЗом.
Иванов Сергей